Мир подошёл к опасной черте. Это чувствуют все, кто только может чувствовать. Многочисленные журналисты, политики, аналитики и политологи повторяют одни и те же нарративы, что всё зло исходит от известной оси зла во главе с Россией. Это верно. Но зло не стоит на месте. К сожалению о "подвигах" зла демократический мир узнаёт с опозданием, потому, что ситуация постоянно меняется.

Но не так много людей, которые замечают эти перемены. С моей точки зрения наиболее точно фиксирует реальное положение дел на данный момент, Гарри Каспаров. Он видит препятствие возвращения мира на дорогу жизни с дороги смерти не только в поражении агрессора – России, – но и в слабости Европы, при сильном её потенциале. С этим невозможно не согласиться. И, тем ни менее, не пытаясь себя ставить на один уровень с Гарри Каспаровым, хочу высказать свои соображения о причинах слабости Европы.

Общие слова о гибридной войне России против демократий я твержу уже 20 лет. Но, за последние 10 лет, судьба заставила меня узнать то, во что обычный политик вряд ли поверит. То, что я слышал 25 лет назад от высокопоставленного, тогда ещё питерского чиновника, сбывается. Привожу дословно выдержку из нашего разговора в марте 2000 года.

– Михаил! Вы, конечно, будете голосовать за Путина?

– Ни в коем случае!

– Вы ничего не понимаете! Вы, предприниматели у нас только под ногами путаетесь. У нас столько нефти и газа, что мы весь мир купим.

В 2001 году я был вынужден уехать из России. Последние 17лет я гражданин Финляндии. Так вот теперь я могу констатировать, что был неправ не поверив его словам. Я утверждаю, что за последние 10 лет в Финляндии признаков демократического государства стало намного меньше. Это притом, что подсчёт голосов на выборах остаётся пока абсолютно честным. Также я абсолютно поддерживаю внешнюю политику президента и премьера. Но, даже они не понимают, что в результате гибридной войны, главной составляющей которой является экспорт коррупции, разрушается финская экономика и финская государственность. И, как следствие, – недовольство населения. С потоком шпионов и агентов влияния из России под видом беженцев от режима никто по-настоящему в Финляндии не борется. В отличие от Эстонии. Думаю, похожая ситуация происходит и в других странах Европы. Не удивительна позиция европейских стран в отношении признания государством террористического образования в Газе.

Неудивительно снижение предпринимательской активности. Но запретительные и регламентирующие законы плодятся с неимоверной скоростью. С такой же скоростью растёт численность чиновников. Если ещё 10 лет назад гражданин легко мог попасть к любому чиновнику на приём (кроме секретной полиции), то сейчас это невозможно. Невозможно попасть даже в полицию, чтобы сообщить о преступлении. Сообщение через интернет формально сделать можно. Но, опыт показал, что на самое злостное преступление, в лучшем случае, получишь бюрократическую отписку. Но я оптимист, и знаю, что выход есть! Все в руках проверенных журналистов, политиков и неравнодушных людей. С помощью доброй и честной пропаганды надо создать условия, чтобы быть во власти было не выгодно, а престижно.

Многие скажут, что я мечтатель, но мне кажется, что я реалист. Это я доказал своей успешной предпринимательской жизнью, никого не обманув и отказываясь от всех предложений бывшей советской номенклатуры. Для создания эффективного государства со в меру развитой социальной структурой, необходима жесточайшая конкуренция (честная) во всех сферах жизни: в бизнесе, в политике, в журналистике и в администрировании. И обязательно ужесточение наказания за кумовство и коррупцию. А дьявол – он в деталях, которые видят только специалисты. Например, там, где это возможно, переход на сдельную оплату труда (в Финляндии это запрещено). Стимулирование предпринимателей для создания новых рабочих мест, сокращение чиновников, и самое главное – усиление роли антимонопольной службы, и т.д., и т.п.

Михаил Мокроусов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter