В российской дискуссии о французской олимпиаде видны буквальные ошибки переводчика.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БАУНОВЫМ АЛЕКСНАНДРОМ ГЕРМАНОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БАУНОВА АЛЕКСАНДРА ГЕРМАНОВИЧА

Во-первых, ненужное сравнение: вот у нас в Сочи, а вот у них. В Сочи (а так же Лондоне, Рио и Пекине) было красиво, но странно было бы Парижу повторять уже сделанное, когда задача была не повторять.

Во-вторых, типичное для догоняющих обществ, в том числе для России, стремление выложиться на людях по полной. В любую большую встречу с иностранцем вложить по-максимуму, всю нашу историю и культуру, всем доказать и рассеять всякие сомнения, чтобы наконец оценили и приняли. В то время как для стран вроде Франции или Британии встреча с иностранцем имеет гораздо меньшее значение. Эта встреча там происходит перманентно, они с нее и не уходили никуда, сами себе иностранцы.

В-третьих, характерное для автократий отсутствие самоиронии, боязнь показаться смешными. В сочинской церемонии было много красоты, но исключительно нежной к себе, возвышенной, патетической. В этом отношении лондонское открытие, которое тоже противопоставляют парижскому, имеет с ним больше общего — прежде всего не только эпическую и лирическую, но и ироническую работу с собственной историей и культурой. Вообще Лондон — гораздо более естественная пара для парижского открытия, чем Сочи или Пекин. Важно, что один из самых этатистских, государствоцентричных народов Европы произвел церемонию, настолько отделенную от государства и любования собой, — даже в том, как исполнили Марсельезу это было заметно.

Уже было верно сказано о карнавальном элементе, с самого начала сопровождающем французскую культуру, чей установочный, стартовый текст, энциклопедия французской жизни — роман Рабле, с наготой, срамотой, обжорством и переворачиваем сакрального. Вдобавок, из России этого не видно, но в Европе открытие игр совпадает с окончанием месяца прайда. Этот контекст никакое открытие не может игнорировать, только вступать с ним в диалог.

Наконец, неумение различать символическое и реальное. Часть российских зрителей бросилась защищать от западного варварства "Тайную вечерю" Леонардо — произведение, созданное западной культурой в конце XV века, когда ничего похожего в российских землях не могло бы ни появиться, ни быть понятым. Защищая от символического попрания чужое произведение, которому в данный момент ничего не угрожает, возмущенная часть общества достаточно спокойно отдает на буквальное физическое уничтожение лучшее российское художественное произведение того же XV века — Троицу Рублева, при том что в Европе XV-й век представлен многими десятками равновеликих (в том числе Рублеву) имен и тысячами произведений, а у нас их буквально наперечет — что имен, что вещей.

Характерное для архаического сознания помещение этики в область символического мы наблюдаем не только по отношению к паре "Вечеря" (символическая порча) — "Троица" (реальная порча, зато символическое поклонение). То же самое касается всего разговора о том, что парижская церемония "безнравственна" по причине очередной бородатой женщины, поэтому "хорошо что мы этого не видели". Одновременно то очевидное обстоятельство, что благодаря действиям собственного правительства в этот самый миг этического взвешивания чужой олимпиады многие сотни тысяч людей живут без света, без питьевой или горячей, да без любой, бывает, воды, а зимой будут и без отопления, покинули свои дома, или попросту погибли, как чужие, так и свои, и кто-то, возможно, погиб прямо в момент "безнравственной церемонии", вопросов о нравственности не вызывает. То есть люди буквально не понимают, почему Россия не участвует, закрываясь привычными разговорами про чужую нелюбовь и недобросовестную конкуренцию.

Это всё — типичное для архаики смешение этического и сакрального, когда этика касается не людей, а символов и знаков. Безнравственной признается ироничная и лиричная церемония, свободно обращающаяся с национальной культурой под потенциальным огнем критики обладающих правами сограждан, а не, например, технически безупречное и подобострастное к национальным символам шоу, исполненное бессловесными рабами на северокорейском стадионе, к которому московский становится всё ближе.

Александр Баунов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены